Verification: 4ef6d0fc2ab3971b Verification: 4ef6d0fc2ab3971b
Сот. тел.:8-914-891-07-39
Иркутская область, Усолье-Сибирское ул. Машиностроителей 11-10
mary.hakimova@yandex.ru 89148910739@yandex.ru
Одноклассники
В Контакте
Помощь
в написании 
научно-исследовательскихработ.

 Помощь от автора - без посредников!

 - У Вас нет времени на дистанционное обучение (Синергия, Институт экономики и финансов МГУПС (МИИТ), СГА и т.д.)?

- Могу помочь! 

Решение задач по юриспруденции. "Государство", "Право", "Права и свободы граждан". Часть 2.

 ПО ВОПРОСАМ ПРИОБРЕТЕНИЯ ОТВЕТОВ НАПИШИТЕ МНЕ  89148910739@yandex.ru  

Роль государства в жизни общества

 1. Представьте, что вы член правительства, которое обсуждает вопрос о том, где взять деньги на повышение пенсий и пособий многодетным семьям. Предлагается много вариантов:

—                    повысить налоги;

—                    подпечатать немного денег и раздать их этим категориям граждан;

—                    повысить квартирную плату;

—                    перевести здравоохранение полностью на платную основу;

—                    ввести плату за обучение в вузах;

—                    ввести частичную оплату за обучение в 10—11 классах;

—                    повысить оплату проезда в общественном транспорте;

—                    повысить ставку дорожного налога, который выплачивают

владельцы автомобилей;

—                    другие варианты.

Каково ваше мнение?

 

  1. Придя из школы и пообедав, вы решили немного отдохнуть и посмотреть очередную серию телевизионного фильма. Но телевидение не работает. На экране надпись: «Сегодня на телевидении выходной». Ваши чувства и мысли по поводу этого? Можно ли обвинять государство в том, что оно не выполняет свои функции?

 

  1. Администрация села Шаткино вынесла постановление, согласно которому лица призывного возраста отбывают срок службы в родном селе и используются на работах, выполнение которых крайне необходимо местному хозяйству. Основание: в селе существует большой дефицит рабочей силы, поскольку основную массу жителей составляют пенсионеры. Оцените с разных позиций постановление местной администрации.

 

  1. Директор школы своим приказом исключил из школы ученика 9 класса за то, что тот принес в школу газовый баллончик и, решив попугать им товарищей, повредил одному из них глаза. Родители исключенного ученика обратились в суд с просьбой признать решение директора незаконным. Судья исковое заявление от них не принял, сказав, что данное дело ему неподсудно. Законно ли поступил судья?

 

  1. Селивановы решили купить дом у соседей для своего сына, который недавно женился. Селивановы и их соседи хорошо знали друг друга и полностью друг другу доверяли. Будучи уверенными, что ни одна из сторон не собирается обманывать друг друга, они оформили куплю-продажу расписками (одна сторона в расписке подтвердила факт передачи ей дома, а другая — факт получения ею денег за проданный дом). Новый собственник (глава молодой семьи) пришел в местную администрацию платить налог на недвижимость и на землю, предъявил расписки и был очень удивлен, что его не признают истинным владельцем дома и отказываются принимать деньги. Права ли местная администрация?

 

  1. Работники полиции, позвонив в дверь квартиры, вошли в нее без разрешения хозяина, мотивируя это тем, что у них имеются данные о совершающемся в этой квартире преступлении. Произведя осмотр квартиры и не найдя ничего подозрительного, они удалились. Гражданин, чья квартира подверглась осмотру, обратился с жалобой в прокуратуру. Законны ли действия полиции?Составьте ответ прокурора.

 

Право в системе социальных норм

 

  1. Утром отец Пети С. опаздывал на работу. Он быстро допил кофе, взял портфель, спустился по лестнице вниз, открыл машину, как обычно всю ночь стоявшую у подъезда, завел мотор и тут же двинулся с места. Какую норму нарушил отец Пети и какие в этом случае могут наступить последствияI
  2. Объясните смысл некоторых старых русских обрядов:

• люди зовут священника «во ржаное поле» отслужить молебен после посевной;

• родственники умершего спустя 6 месяцев после кончины идут к нему на могилу и несут с собой блины и пироги;

  • при закладке новой избы под углы кладут деньги;
  • избу, загоревшуюся от молнии, не тушат.
  1. Расскажите миф об ахиллесовой пяте. Кратко сформулируйте правило поведения, содержащееся в нем.
  2. Антон Ю., стремясь обратить на себя внимание одноклассницы, которая ему нравилась, после школы предложил донести до дома ее портфель. Какой нормой он руководствовался?
  3. Нельзя управлять автомобилем в нетрезвом виде. Что это за норма?
  4. В лес на прогулку в строгом деловом костюме не ходят. Определите вид данной нормы.
  5. В масленицу каждый день едят блины. Определите вид этой нормы.
  6. Выходя из автобуса, мужчина должен сойти первым и подать своей даме руку. Определите вид данной нормы.
  7. Женщина, выходя замуж, приносит в дом приданое. Что это за норма, которая раньше исполнялась практически неукоснительно?
  8. Жилище принято украшать цветами. Какие социальные нормы в данном случае применяются?
  9. Первое заседание Государственной думы после каникул открывается Гимном России. Какая норма в данном случае действует?
  10. НaНовый год принято дарить подарки. Почему?
  11. На контрольной по математике Маша попросила свою подругу Валю, отличницу, передать ей шпаргалку с решением трудной задачи, которое ей никак не давалось. Валя в ответ помахала головой: «Нет!». Оцените их поведение. Кто из них и какую норму нарушил?
  12. В метро вошла старушка. Оглядевшись вокруг и не найдя места, она сказала молодому человеку, удобно развалившемуся на сиденье: «Сынок, уступи-ка мне место, я имею право по возрасту посидеть!». Какой социальной нормой регулируется данная ситуация?
  13. Иванов, уезжая в отпуск, передал по доверенности право на управление личным автомобилем своему другу Петрову. К сожалению, случилось несчастье: Петров, управляя автомобилем, попал в аварию, разбил машину и погиб сам. У него остались жена и двое малолетних детей. Иванов, вернувшись из отпуска, немедленно предъявил иск о взыскании ущерба к вдове Петрова.

Как вы оцениваете действия Иванова с юридической и моральной точек зрения?

 

ПРАВО

Понятие права

  1. В связи с беспокойством по поводу здоровья ШКОЛЬНИКОВ И Cдефицитом учителей по физическому воспитанию Управление образования одного из округов приняло инструкцию, которая возлагала на родителей обязанность обеспечить своим детям занятия по физической культуре. Выбор форм таких занятий, будь то запись в спортивную секцию, гимнастика у себя дома, посещение бассейна или что-то другое, оставался за родителями. Главное, чтобы учащиеся не пропускали занятия в школе по болезни. Инструкция предусматривала и санкции за невыполнение возложенной обязанности, а именно оплату родителями дополнительных занятий с проболевшим учеником по тарифу, который устанавливали сами школы, исходя из платежеспособности населения, проживавшего около школы.

Скажите, эффективно ли, на ваш взгляд, урегулирование этого актуального для нашей страны вопроса с помощью права? Какой вы предлагаете выход?

  1. На проходной сахарного завода вахтер попросил одного из рабочих распахнуть куртку, поскольку ему показалось, что тот под ней что-то скрывает. Когда рабочий отказался, был вызван наряд службы безопасности, сотрудники которого действительно обнаружили привязанные с внутренней стороны куртки небольшие пакеты с сахаром.

Возник шум. Большинство рабочих, окончивших смену и выходивших с завода, встали на сторону расхитителя. «Вы что, не знаете закона? Это же хищение!» — горячился начальник службы безопасности. «Да отпустите его, подумаешь, какое преступление!» — хором кричали рабочие.

Как по-вашему, свидетельствует ли такое отношение к норме закона о том, что она носит бумажный характер? Ознакомьтесь со ст. 7.27 Кодекса об административных правонарушениях.

  1. Изображение одного известного политика было размещено на пакете с молоком. Эти пакеты поступили в широкую продажу. Политик был страшно возмущен и обратился с иском в суд за компенсацией морального вреда в сумме 100 тыс. р. Вызванный на судебное заседание директор молочного завода подтвердил, что сделал это специально: во-первых, из интервью данного политика он узнал, что истец очень любит молоко; во-вторых, чтобы повысить популярность политика, чьи взгляды директор разделяет; в-третьих, для рекламы и узнаваемости своей молочной продукции.

Какое решение вы приняли бы на месте судьи, если законом эта ситуация прямо не предусмотрена? Ознакомьтесь с нормами ГК РФ о моральном вреде.

  1. Во время прогулки два молодых человека обратили внимание на проходивших мимо симпатичных девушек и решили с ними познакомиться. Они их догнали и предложили посидеть с ними в кафе. Девушки смерили их презрительным взглядом и быстро пошли прочь. «Они нас не поняли», — решили ребята и бросились их догонять. Остановив девушек, они повторили свое предложение и для убедительности назвали адрес, где располагалось популярное кафе. Перепуганные девушки, увидев милицейский патруль, обратились за защитой.

В отделении милиции ребята рассказали все как было. Составили протокол, где они расписались, что все, написанное в нем, соответствует действительности. Их доставили в суд, где судья вынес решение об их аресте на 15 суток, квалифицировав их поведение как мелкое хулиганство.

Ознакомившись со ст. 20.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ и комментарием к ней, скажите: правильно ли решено дело? Проанализируйте данную статью на предмет точности ее формулировок и ответьте на вопрос: нуждается ли она в изменении, дополнении или выполняет свою роль?

Ценность права и его роль в жизни общества

  1. Лена Полякова, лучшая выпускница юридического факультета (отличница, непременная участница всех студенческих олимпиад и конференций, номинант именной стипендии, главный редактор стенной газеты факультета, автор нескольких печатных работ), ученым советом факультета была рекомендована в аспирантуру. На вступительных экзаменах она прекрасно себя показала и была зачислена в аспирантуру. Тут же встал вопрос о выборе темы диссертации. Ее научный руководитель предложил ей исследовать роль коммунистической партии в формировании права. Но Лене эта тема не понравилась, и она стала возражать, что хочет сказать свое новое слово по вопросу о понятии права. Профессор с ней спорить не стал и показал ведомственный нормативно-правовой акт ВАК (Высшей аттестационной комиссии, ответственной за присуждение ученых степеней и званий), которым утверждался перечень тем для исследования на очередной год. Темы, интересующей Лену, в нем не было. Что можно сказать о государстве, которое регламентирует тематику научных исследований (кстати, хорошо это или плохо)? Как бы вы поступили на месте Лены?

Право как ограничитель политики и власти. Политика и мораль

  1. Организационный комитет вновь создаваемой политической партии, собрав все необходимые документы, уведомил Министерство юстиции о своем намерении создать партию. Партия будет называться монархической, поскольку главной ее задачей будет борьба за восстановление в России монархии. В документах содержалось следующее обоснование: монархия в России свергнута насильно, на переходном этапе нужна сильная рука монарха, у российского народа и на сегодняшний день сильно монархическое сознание, живы потомки прежнего монарха, и они согласны помочь России выйти из кризиса. Через некоторое время из Министерства юстиции был получен ответ следующего содержания: «В ответ на Ваше уведомление сообщаем, что такая партия, даже если и будут соблюдены все формальности, не может быть зарегистрирована, поскольку, согласно ст. 1 Конституции РФ в России установлен республиканский строй. Изменение конституционного строя карается законом». Оцените с точки зрения законности данный ответ Министерства юстиции (см. ст. 9 Закона РФ о политических партиях).
  2. Партия коммунистов, справедливо озабоченная тяжелым положением шахтеров, призвала их активнее бороться за свои права. Внемля этим призывам, шахтеры разбили палаточный городок у стен Дома Правительства и несколько месяцев подряд стучали своими шахтерскими касками по камням Горбатого моста (находится недалеко от Дома Правительства), привлекая толпы журналистов, прохожих и мешая членам Правительства исполнять свои обязанности. Можно ли назвать их протесты против государственной политики, направленной на закрытие угольных шахт, носящими мирный характер? Можно ли это расценить как призыв к разжиганию национальной розни?
  3. 7 ноября на митинге, организованном коммунистической партией и посвященном годовщине Октябрьской революции, распространялась газета «День», которая является печатным органом коммунистов. Членам КПРФ экземпляры газеты выдавались бесплатно (по предъявлении партийного билета), всем же другим они продавались за деньги. Многие этим были возмущены. Один из недовольных прорвался к микрофону и заявил, что такими действиями партия нарушает конституционный принцип равноправия и сеет социальную рознь. Справедливы ли выдвинутые обвинения?
  4. Петр Iзанимает в российской истории видное место. Его называют царем-реформатором.

Он укрепил военную силу России, но для этого был вынужден ввести рекрутчину, когда самых физически крепких крестьян насильно брали на 20-летнюю военную службу, а семьи все эти годы оставались без кормильца. Желая дать мощный толчок развитию промышленности в России, Петр Iначал новую волну закабаления крестьян, когда целые деревни приписывались к мануфактурам, а крестьяне насильно зачислялись в разряд рабочих. Он страстно хотел, чтобы Россия вошла в семью европейских народов и чтобы повысился ее международный престиж, а для этого силой заставлял бояр брить бороды, менять традиционные национальные одежды на западноевропейские костюмы, посылал молодежь за границу и т. п. Оцените политическую деятельность Петра Iс точки зрения морали.

Нормы права и их система

1. Г-н Никаноров вместе с женой гулял в парке. Вдруг на них набросилась собака, бегавшая без поводка и намордника. Хозяин собаки попытался ее отогнать, но она успела укусить Никанорова за ногу и порвать при этом его брюки. В поликлинике, куда обратился г-н Никаноров, ему выписали бюллетень и обязали ежедневно в течение 7 дней приходить в процедурный кабинет и делать уколы против бешенства. Какой вред был причинен г-ну Никанорову? Определите, нормами какой отрасли права следует урегулировать данный конфликт.

 

2. Семья Селивановых наконец-то купила автомобиль. Чтобы защитить машину от осадков и угона, было решено приобрести гараж-«ракушку» и поставить его под окном. Для установки гаража пришлось спилить дерево. Соседи сообщили об этом в милицию. Был составлен протокол о совершении правонарушений. Нормы каких отраслей права были нарушены?

  1. Отец Коли Тарасова потерял работу в связи с ликвидацией предприятия. Cнормами какой отрасли права ему необходимо ознакомиться, чтобы определить для себя перспективу на ближайшее время?

 

  1. Брат Ани Козловской сорвал с головы прохожего норковую шапку и был схвачен, когда пытался с ней убежать. За грабеж его осудили на 4 года, и он оказался в воспитательной колонии. Там он показал себя с хорошей стороны, и администрация разрешила ему получить дополнительную посылку. Собирая посылку, семья Козловских была в затруднении: можно ли послать в колонию магнитофон? Нормы какой отрасли права регулируют подобные ситуации?
  2. В школе санитарно-техническое оборудование было изрядно изношено, и оно то и дело выходило из строя. По этой причине часто приходилось вызывать сантехника из РЭУ, обслуживающего данную школу. Когда в очередной раз кран в туалете вышел из строя и вода стала протекать на пол, администрация школы немедленно дала заявку в РЭУ на устранение поломки. Но сантехник пришел лишь на следующий день. За ночь вода залила нижний этаж и испортила там потолок и стены нескольких помещений. Школа понесла имущественный ущерб. На требование директора школы, обращенное к начальнику РЭУ, возместить понесенный ущерб был получен отказ. РЭУ считало, что ответственность должен нести слесарь, который вовремя получил заявку, но ее не выполнил, поскольку с друзьями отмечал день рождения одного из них. Нормы какой процессуальной отрасли права (гражданского или арбитражного процесса) будут действовать при рассмотрении данного спора? Как этот спор должен быть разрешен по существу (кто виновен в протечке воды и понесет имущественную ответственность)?

Правотворчество. Законодательный процесс

  1. В Законе РФ об образовании установлено, что общее образование является обязательным. Предположим, что правительство, ознакомившись с ситуацией, связанной со школьным образованием, выносит следующее постановление: в местностях, где существует дефицит педагогических кадров, обязательным является шестилетнее образование. Можно ли признать издание данного нормативного акта законным? При расхождении содержания нормативных актов, изданных по одному и тому же вопросу, какой из них следует применить?
  2. Одна из партий, проанализировав ситуацию с военным делом в стране, пришла к выводу, что реальное улучшение обороноспособности страны возможно только при переходе на контрактную армию. Были проведены соответствующие экономические расчеты, составлен законопроект и от имени депутата, члена этой партии, подан в Президиум Государственной думы. На заседании Президиума Государственной думы законопроект был рассмотрен, но не поставлен в очередь законопроектов, поступивших в палату. В качестве причин были выдвинуты следующие аргументы: законопроект противоречит положениям Конституции РФ, где сказано о том, что защита страны есть долг и обязанность каждого гражданина, и нет ни слова о профессиональной армии; у государства нет денег на создание профессиональной армии. Оцените эти аргументы с точки зрения закона и скажите: правильно ли было отказано депутатам в рассмотрении законопроекта?
  3. Предположим, что Министерство образования и науки РФ, ознакомившись с зарубежным опытом и найдя его весьма положительным, разработало проект закона «О специализированном обучении в старших классах». Проект был подан в Государственную думу. Через месяц пришел ответ за подписью председателя Комитета по образованию Государственной думы. Сообщалось, что законодательное предложение не может быть принято по двум причинам: 1 министерство не относится к числу государственных органов, которым по Конституции РФ принадлежит право законодательной инициативы; 2 в России пока не сложились условия для повсеместного введения специализированного обучения в школе (особенно это касается сельских школ). Оцените ответ (и по форме и по содержанию) с точки зрения закона.
  4. Семья Николаевых решила отдохнуть летом за границей. Cучетом довольно скромного бюджета было решено воспользоваться железнодорожным транспортом: денег на отдых должно было хватить, если не делать в поезде никаких трат. Однако на границе с каждого члена семьи потребовали уплаты установленной пошлины за пересечение границы, а также сообщили, что, согласно недавно принятому закону, такую же сумму следует заплатить и при возвращении в Россию. Справедливо ли это, если учесть, что с новым законом никто из Николаевых не был знаком: ни по телевидению, ни по радио, ни из газет они о нем ничего не узнали, хотя им сообщили, что этот закон был опубликован?

Правонарушения и юридическая ответственность

  1. Мама Наташи Сизиковой, уходя на работу, оставила деньги и попросила дочь сходить после школы за хлебом. Придя домой уже поздно вечером, она обнаружила, что хлеба нет. Наташа объяснила, что весь день делала уроки. Какое правонарушение совершила Наташа и можно ли ее поведение признать виновным?

 

  1. В переполненном автобусе после очередной остановки давка стала еще больше. Один из пассажиров, молодой парень крепкого телосложения, сначала сказал напиравшим на него людям: «Нельзя ли полегче?», а потом так сильно оттолкнул стоявших рядом, что многие закричали от боли. Как можно оценить поведение этого молодого человека? Совершил ли он правонарушение? Если да, то какой вид юридической ответственности можно к нему применить?
  2. На экзамене учительница заметила, что один из учеников списывает. Подойдя к его парте, она вытащила из нее учебник, раскрытый на нужной странице. За экзамен ученику была сразу поставлена «двойка». Можно ли в действиях ученика усмотреть вину? Если да, то к какому виду проступков относится поведение виновного?

 

  1. Одиннадцатиклассники отдыхали в спортивном лагере. Петя Калашников, отец которого был бизнесменом, привез с собой видеокамеру. Когда он был на очередной тренировке, соседи по комнате Андрей и Сергей взяли видеокамеру и, пытаясь в ней разобраться, нечаянно сломали. Какое правонарушение они совершили и какой вид юридической ответственности к ним можно применить?
  2. При объезде территории милицейский патруль увидел группу подростков лет четырнадцати, сидевшую под деревом. Они курили, передавая самокрутку друг другу, по очереди. Их вид не оставлял сомнений, что они были в состоянии наркотического опьянения. В нормальном состоянии был только один из них, самый старший, по виду лет шестнадцати. На вопрос милиционера, чем они занимаются, ответили, кивнув на старшего, сразу несколько ребят: «Это нас Колька угощает!»

Какой вид правонарушения и кто именно в данном случае совершил? Какое наказание может за это последовать? Ознакомьтесь со статьями 228 и 230 УК РФ.

  1. Мэр города Nвсегда подчеркивал, что он в своей деятельности руководствуется интересами народа и эффективность своей работы оценивает по тому, стали ли жители города жить лучше. Зимой случилась авария на теплотрассе и половина домов города осталась без тепла. В первые же дни начались массовые простуды, прежде всего среди детей и стариков. Больницы города оказались забиты до отказа. Возмущенные жители вышли на улицы и стали требовать отставки мэра и привлечения его к уголовной ответственности. Мэр пришел на митинг и честно объяснил, что он потратил деньги на ремонт школ и детских садов к новому учебному году, благоустройство и озеленение города, замену части автотранспортного парка. Он действительно знал, что коммунальная система в ужасном состоянии и требует капитального ремонта. Но на это, по его словам, не хватило бы и всего годового бюджета города. Можно ли привлечь мэра города к уголовной ответственности? Ознакомьтесь со ст. 285 и 293 УК РФ.
  2. Петрова, будучи в период выборов членом участковой избирательной комиссии, как и полагается по закону, выдала по предъявлении паспорта избирательный бюллетень Измайлову. Однако Измайлов попросил дать ему возможность проголосовать также и за жену, которая сломала ногу и прийти на избирательный участок не может. Он предъявил ее паспорт и больничный лист. Петрова, просмотрев предъявленные документы, выдала Измайлову еще один избирательный бюллетень, с тем чтобы он проголосовал и за жену. Наблюдатель от коммунистической партии, присутствовавший при этой ситуации, подал заявление в прокуратуру о нарушении избирательного законодательства. На Петрову был наложен административный штраф. Законно ли была оштрафована Петрова? Ознакомьтесь со ст. 5.22 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

 

  1. Финансовая проверка выявила, что губернатор области использовал бюджетные деньги на приобретение автомобиля «мерседес», который будет использоваться для удовлетворения транспортных нужд администрации области. Приобретение для этой цели автомобиля «Волга» было отвергнуто по той причине, что он недостаточно комфортабелен и часто ломается. Ревизионная комиссия посчитала указанную трату денег необоснованной и потребовала от губернатора (который подписывал необходимые для покупки автомобиля документы) полностью возместить причиненный бюджету области ущерб. Законно ли требование ревизионной комиссии? О каком виде юридической ответственности идет речь в данном случае?

ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН

Конституция Российской Федерации. Гражданство

  1. Государственная дума на одном из своих заседаний приняла решение послать в Югославию воинский контингент для поддержания мира и порядка. Как вы думаете, не оказался ли в данном случае нарушенным принцип разделения властей? К чьей компетенции относится руководство внешней политикой и управление армейскими подразделениями России?
  2. Рафик Мисаилов приехал в Москву из Азербайджана учиться в юридической академии. Проучившись 5 лет в вузе и получив диплом юриста, он обратился в орган внутренних дел по месту жительства с заявлением о приеме в гражданство. Русский язык он к этому времени знал достаточно хорошо. Он был очень удивлен, когда получил отказ. Законно ли ему было отказано в приеме в гражданство?

Права и свободы как показатель гуманизма политики

  1. Закончив институт, Валерий Павлов решил посмотреть мир, чтобы расширить свой кругозор и попрактиковаться в английском. Его родители, бизнесмены, посоветовали ему сначала посетить Великобританию — родину английского языка. Купив авиабилет, Валерий прибыл в Шереметьево, но на паспортном контроле в его заграничном паспорте пограничники не увидели английской визы (разрешения на въезд в Великобританию) и не позволили пройти в самолет. Валерий стал возражать: в Конституции (ст. 27) закреплена свобода передвижения, а проблема с визой, по его мнению, касается только его и работников английской таможни. Кто прав в данной ситуации?
  2. Ковалевы попросили своих соседей по даче Цвелевых спилить липу, росшую на их участке: дерево так сильно разрослось, что загораживало от солнца большую часть участка Ковалевых. В ответ Цвелевы заявили: «Земельный участок и все, что на нем находится, является нашей собственностью, и мы вправе сами решать, спиливать нам дерево или нет». Как вы думаете, кто прав в данной ситуации?
  3. Валя Кондратьева пыталась после школы поступить в юридический институт, но не прошла по конкурсу. Узнав, что в районном суде освободилась должность секретаря судьи, Валя обратилась к председателю суда с просьбой о приеме на работу. Ей было отказано, и председатель пояснил, что суду нужны опытные работники. «Но у меня, согласно статье 37 Конституции, есть право на труд!» — воскликнула Валя. Однако председатель суда не стал вступать с ней в дискуссию и дал понять, что разговор окончен. Оцените данную ситуацию.
  4. В двухкомнатной квартире Артемьевых проживали трое: родители и их сын Юрий. Юрий женился и привел в семью свою молодую жену. Вскоре у них родилась двойня. Жилой площади стало катастрофически не хватать, и сослуживцы Юрия, сочувствуя ему, всегда уставшему и невыспавшемуся, посоветовали обратиться в местный орган исполнительной власти с просьбой предоставить его семье отдельную квартиру, поскольку каждый гражданин, согласно ст. 40 Конституции РФ, имеет право на жилище. Разрешите данную ситуацию, учитывая, что на каждого члена семьи Юрия стало приходиться теперь по 6 кв. м.
  5. В связи с окончанием школы выпускники 11 Б класса решили съездить на экскурсию в подмосковный музей, располагающийся на территории Истринского монастыря. Но настроение было испорчено, как только они вошли на территорию монастыря: на стене старинной постройки было крупно выведено черной краской: «Здесь были Коля и Таня». После окончания экскурсии учительница, руководитель экскурсионной группы и несколько учеников прошли к директору музея. Они выразили возмущение состоянием памятника старины и отметили, что директор, ничего не предпринимая по этому поводу, нарушает их (и не только их!) право на пользование культурными ценностями (ст. 44 Конституции РФ). Растерявшийся директор воскликнул: «Но при чем здесь я? Предъявляйте свои претензии к этим Коле и Тане!» Кто прав в споре? Разрешите эту ситуацию.

Политические права и свободы

  1. В классе произошло неприятное событие. Олег Смирнов, фактический лидер класса, повредил глаза однокласснику, использовав при «выяснении отношений» с ним газовый баллончик. Директор школы созвал собрание класса, чтобы осудить безобразное поведение Олега. На собрании многие решили отмолчаться, чтобы не портить отношений со Смирновым. Тогда директор стал поочередно вызывать учеников и предлагать им высказаться. Один из них заявил: «Но у нас свобода слова!» «Вот именно, — подхватил директор. — Вот и высказывайтесь!». Оцените эту ситуацию и скажите, кто прав.
  2. На перемене два одноклассника заспорили о том, хорошо ли списывать. Каждый высказал все аргументы, но убедить в своей правоте другого никому не удалось. Желание доказать свое мнение обернулось тем, что спор перешел на личности и оскорбления типа «жадина», «слюнтяй», «ни к чему не способный человек». Допустима ли такая свобода выражения своего мнения? Кто из спорщиков нарушил правила использования своего права на свободу слова?
  3. Весь 11 класс был оставлен после уроков. Классный руководитель объяснила причину: «Через несколько дней 7 ноября, День примирения и согласия. Школа примет участие в общегородском митинге. Нужно подготовить транспаранты. Давайте свои предложения по содержанию этих транспарантов». Один из учеников громко крикнул: «Да не хочу я идти ни на какую демонстрацию! Я политикой не интересуюсь!» Учительница ответила: «Петров, за твою аполитичность справедливо будет по обществознанию поставить тебе «двойку». Ходить на демонстрацию или не ходить — это твое право, но плакаты ты делать будешь!» Разрешите данную ситуацию на основе закона.
  4. Ученики 11 классов школы с гуманитарным уклоном, предвидя трудности при поступлении в вуз, решили написать обращение к Президенту с просьбой отменить плату за обучение, которую взимают практически все вузы с абитуриентов, если не набрано нужное количество баллов на немногочисленные бесплатные места. Директор охладил их пыл: «Оставьте Президента в покое. Ему есть чем заняться. Вам еще нет 18 лет. Приобретите жизненный опыт, а потом и пишите петиции хоть Президенту, хоть Генеральному секретарю ООН». Прав ли директор школы? Могут ли учащиеся школы направить обращение? Если да, то в какой государственный орган лучше это сделать?
  5. После выхода на пенсию Петров решил, что теперь все имеющееся у него время он сможет посвятить наведению порядка в доме, в котором жил. Видя непорядок (в подъезде собираются подростки, шумят, после 23 ч во дворе распевают песни; уборщица не убирает подъезды; в подъезде портят почтовые ящики и воруют газеты; никто из жителей дома не хочет сделать хотя бы маленькую клумбу и т. д.), он немедленно ставил в известность об этом разные инстанции, чтобы те вмешались и положили конец «безобразиям». Соседи прозвали его сутяжником. Как вы можете оценить поведение Петрова с точки зрения закона (см. ст. 33 Конституции РФ? Не злоупотребляет ли (т. е. не использует ли его во зло) Петров своим конституционным правом? Как вы оцениваете тех, кто прозвал его сутяжником?
  6. Учителям города несколько месяцев не выплачивали заработную плату. Были испробованы все средства, чтобы заставить местные власти рассчитаться с долгами (обращения, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования, забастовки в виде прекращения проведения уроков в школе), но ничего не помогло. Тогда было решено провести голодовку. Наиболее активные и физически крепкие учителя-мужчины при поддержке коллег со всего города поставили раскладушки около здания отдела образования и легли, укрывшись легкими одеялами. Пригласили прессу, и участники голодовки объяснили причины своих крайних действий. Через несколько минут прибыл наряд милиции. Все участники голодовки были арестованы за то, что они допускают действия, не предусмотренные законом. Законны ли действия полиции?

Конституционные обязанности граждан

  1. Керимов прибыл из Азербайджана к родственникам в Москву. Он устроился на работу, снял квартиру и перевез семью. При проверке документов участковым милиционером выяснилось, что семья живет в Москве без регистрации. Был составлен протокол о правонарушении. «Но я ведь честно работаю и ничего незаконного не совершаю!» — убеждал участкового Керимов. Оцените ситуацию с точки зрения закона.
  2. Петров написал книгу, и через некоторое время она была издана. Он получил гонорар. Однако затем знающие люди ему сказали, что все авторы по закону имеют право на 20-процентную налоговую льготу. В издательстве утверждали, что гонорар был рассчитан правильно. Петров пришел в налоговую инспекцию, с тем чтобы выяснить, имеет ли он право на налоговую

льготу. Налоговый инспектор, кивнув на большую очередь людей с бумагами в руках, заявила, что она консультаций не дает, и посоветовала Петрову обратиться в юридическую консультацию. Оцените данную ситуацию.

  1. Комарова похоронила мужа, умершего от опухоли головного мозга. Врач, наблюдавший больного, в разговоре высказал мнение, что причиной заболевания могла быть плохая экология (семья Комаровой всю жизнь проживала в центре города, где практически не было зелени и всегда было очень интенсивное автомобильное движение). Желая прояснить ситуацию с экологической обстановкой, Комарова обратилась с запросом к местным властям. «Данные об экологической обстановке являются секретными», — ответил ей чиновник. Прав ли чиновник? Ваши действия в этой ситуации.
  2. Валетов после окончания школы поступал в институт, но не прошел по конкурсу. Cоктября он стал посещать 10-месячные подготовительные курсы в этом институте, чтобы в следующем году наверняка стать студентом. В феврале ему исполнилось 18 лет, а в мае он получил повестку из военкомата с требованием явиться на призывной пункт. Должен ли Валетов быть призван на военную службу? Имеет ли он право на отсрочку?
  3. Николая Иванова мать воспитывала одна. Видя, как тяжело матери, он с 6 класса стал на каникулах понемногу подрабатывать в кооперативе, который строил и ремонтировал в ближайших селах несложные объекты. После окончания Колей 8 класса председатель кооператива, успевший за два года его хорошо узнать, предложил ему постоянную работу. В сентябре Коля в 9 класс не пошел, а стал работать в кооперативе. Через некоторое время мать Коли вызвали в местную администрацию и наложили на нее административный штраф за то, что она «бросила сына на произвол судьбы». Законно ли применено административное взыскание? Ознакомьтесь со ст. 19 Закона об образовании и со ст. 5.35 Кодекса об административных правонарушениях.
  4. После окончания учебного года классный руководитель вместе с родительским комитетом организовала для своих учеников поездку на экскурсию в село Радищево (Пензенская область), на родину знаменитого российского мыслителя и писателя А.Н. Радищева. При подходе к зданию музея ребята увидели крупную надпись, сделанную черной краской: «Радищев - плейбой». Возмутившись тем, что какие-то бессовестные и недалекие люди так оболгали историческую личность и испортили им настроение, ребята мелом здесь же написали еще крупнее: «Братва, пишите, что хотите, у себя дома!» Оцените действия экскурсантов с точки зрения п.3 ст. 44 Конституции.

Плебисцит, референдум, всенародный опрос

  1. Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) несколько лет назад выступила с инициативой проведения референдума по вопросу об установлении прожиточного минимума в стране. Предполагалось, что, ориентируясь на него, в дальнейшем Государственная дума примет закон о минимальной заработной плате, ниже которой ни один работодатель не сможет платить за труд. Россиянам предлагалось проголосовать за то, чтобы прожиточный минимум по стране был установлен в ХХХХ р. Была создана инициативная группа, которая начала сбор подписей. Однако Председатель Центральной избирательной комиссии (ЦИК РФ) проинформировал руководство КПРФ о том, что вопрос, по которому предполагалось проводить референдум, не относится к числу принципиальных и важных. Поэтому даже если подписи в количестве 2 миллионов будут собраны, ЦИК не даст положительного заключения при направлении Президенту РФ. Кто прав в данной ситуации? Относится ли вопрос о прожиточном минимуме в России к числу тех, по которым может быть проведен референдум? Аргументируйте свой ответ.
  2. В конце 90-х гг. XXв. Россия была шокирована серией жестоких убийств, совершенных маньяком Чикатило. Общество было взбудоражено, и общественное мнение явно одобряло введение смертной казни. Была создана инициативная группа по сбору подписей в поддержку референдума по вопросу о введении в России смертной казни. Однако по телевидению выступил Президент РФ и сказал, что он против введения смертной казни. Им были приведены некоторые аргументы. В заключение он отметил, что не подпишет закон, принятый на референдуме, если большинство на нем выскажется в пользу смертной казни. Относится ли вопрос о введении смертной казни к числу тех, по которым можно проводить референдум?
  3. Инициативная группа начала собирать подписи в поддержку референдума по вопросу о переходе России на профессиональную армию. Узнав об этом, министр обороны провел пресс-конференцию для журналистов, на которой заявил, что собирать подписи в поддержку референдума никто не запрещает, но призвал всех быть реалистами и понимать, что в государственном бюджете нет денег для этого дорогостоящего мероприятия. Является ли предложенный для референдума вопрос принципиальным и важным для общества? Если да, то как быть с референдумом, можно ли его проводить?

Выборы

  1. Около подъезда дома в день выборов Президента России собралась маленькая компания пенсионеров. Мнения их о том, за кого нужно голосовать, разошлись. Иван Петрович сказал, что будет голосовать за того кандидата, который выражает его интересы как человека воевавшего, проработавшего более 40 лет. Василий Гаврилович предлагал не вспоминать прошлое и не гадать о будущем, тем более не верить никому из кандидатов, поскольку каждый из них не скупился на обещания. По его мнению, в президенты сгодится любой, «лишь бы человек был хороший». А вот Игорь Николаевич заявил, что, на его взгляд, выбирать надо профессионала — управление страной требует специальных знаний и умений, а без них с этой работой не справиться. Как вы думаете, кто из них прав?
  2. На избирательный участок Елена Ивановна Петрова пришла с дочкой, ученицей 6 класса школы, в здании которой и проходило голосование. Получив свои бюллетени для голосования, она представила члену избирательной комиссии свою дочь, сказав, что она может проголосовать за свою 93-летнюю бабушку, которая не ходит и не видит. Член избирательной комиссии строго разъяснила, что, согласно закону, голосовать граждане могут только лично и непосредственно, а тот, кто не может сам явиться на избирательный участок, может подать заявление с приглашением членов избирательной комиссии на дом. Она хотела записать в книгу вызовов заявку, но Елена Ивановна заметила, что поскольку ее мать не видит и плохо слышит, то дома опять-таки ей или внучке придется за старушку голосовать. Член избирательной комиссии сдалась и выдала бюллетени по предъявлении паспорта старушки. Нарушен ли был в этом случае принцип прямого участия в выборах?
  3. На избирательный участок подъехал кортеж машин, в одной из которых прибыл на выборы директор металлургического комбината. Директора этого градообразующего предприятия хорошо знали все жители города, поскольку большинство из них трудились на этом комбинате. Директор со всеми поздоровался, ему без предъявления паспорта дали бюллетени, и он, зайдя ненадолго в кабину для голосования, опустил их в ящик для бюллетеней. Какие нарушения избирательных норм вы заметили? Скажите, оказался ли здесь нарушен принцип равенства?
  4. На избирательный участок вошла с трудом передвигающаяся старушка. Получив бюллетени, она пошарила по карманам и обнаружила, что забыла дома очки. Тогда она попросила одного из избирателей помочь ей заполнить бюллетени. Присев вместе к свободному столу, они несколько минут заполняли бюллетени. Потом она сама бросила их в урну для голосования. Как вы думаете, нарушен ли был в данном случае принцип соблюдения тайны голосования? Ознакомьтесь в приложении с п. 10 ст. 64 Закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
  5. Командир роты одной из воинских частей в день голосования после подъема сообщил солдатам распорядок дня: завтрак, голосование в красном уголке, где развернут избирательный участок, учения, обед и т. д. Один из солдат возразил, что он принципиально не будет голосовать, поскольку не видит в этом никакого толка. Командир роты на это сказал, что приказы не обсуждаются. Как вы думаете, не нарушен ли в данном случае принцип добровольности участия в выборах?

Избирательный процесс и ответственность за его нарушение

  1. Гражданин Белотов подал в Центральную избирательную комиссию РФ заявление и все необходимые документы для регистрации в качестве кандидата на пост Президента Российской Федерации. Однако ему было отказано в регистрации по следующим причинам:

1)                     его фамилия неизвестна широкой общественности;

2)                     по справке о доходах и имуществе у ЦИК РФ есть сомнения в том, найдутся ли у Белотова средства для финансирования своей избирательной кампании;

3)     в ЦИК РФ поступило заявление от гражданина Петрова о том, что Белотов до последнего времени был связан с городской организацией скинхедов и являлся негласным ее руководителем.

Является ли законным отказ ЦИК РФ в регистрации в качестве кандидата на пост Президента России гражданина Белотова?

  1. В красном уголке проводилось собрание пенсионеров, на котором председатель совета ветеранов делал сообщение о предстоящих мероприятиях местной власти (администрации села), направленных на улучшение жизни лиц престарелого возраста. После его сообщения встал один ветеран и спросил, почему о пенсионерах местная власть вспоминает обычно перед выборами. Он предложил всем собравшимся не ходить на выборы вообще, поскольку от них нет никакого толка. Его перебил ведущий собрания и сказал, что агитация против выборов запрещена и что за сказанное придется нести ответственность.

Можно ли привлечь к юридической ответственности выступившего ветерана?

  1. В предвыборную президентскую гонку вступили пять человек, зарегистрированных ЦИК РФ. На теледебатах один из кандидатов на пост Президента РФ — Бобриков, самовыдвиженец, глава фармацевтического концерна, — на вопрос о своей программе по переустройству страны заявил, что ее у него нет и не будет, поскольку своей целью он ставит пропаганду достижений действующего Президента и агитацию за переизбрание его на второй срок. Как вы думаете, не нарушено ли здесь законодательство о выборах? Кому запрещено проводить предвыборную агитацию?
  2. В 11 классе на уроке по праву активно обсуждались предстоящие в текущем месяце выборы депутатов в Государственную думу. Большинство ребят пришли к мнению, что надо поддержать одну из партий, предвыборная программа которой отвечала их интересам больше других. Было решено своими силами изготовить плакаты в ее поддержку и расклеить их около подъездов жилых домов, приписанных к избирательному участку, который находился около школы.

Как вы думаете, не будут ли нарушены в данном случае правила ведения предвыборной агитации?

 

  1. К концу второй смены к шахте «Загорская» был подан автобус, чтобы отвезти закончивших работу шахтеров на избирательный участок и они успели проголосовать, пока он не закрылся. Выяснилось, что автобус выделен за счет кандидата, баллотирующегося по избирательному округу, который провозглашает в своей программе лозунг в поддержку шахтеров и выступает против приватизации шахт. Несколько шахтеров сказали, что они вообще не желают ни за кого голосовать, и выразили недоумение, почему же их везут на избирательный участок.

1)     Является ли законным, на ваш взгляд, такой шаг администрации шахты и не нарушены ли в данном случае правила проведения голосования?

2)     Можно ли здесь усмотреть нарушение принципа свободы и добровольности участия в выборах?

 

  1. На избирательном участке был организован пункт профилактического осмотра здоровья. Каждый желающий избиратель мог там измерить давление, температуру, проверить зрение, пройти компьютерную диагностику, получить консультацию терапевта. На вопрос одного избирателя, будет ли такое обслуживание проводиться впредь на каждых выборах, председатель участковой избирательной комиссии ответил, что будет, если победит главврач больницы, который идет кандидатом в депутаты.

Как вы можете расценить поступок кандидата в депутаты, который является главным врачом больницы?