Verification: 4ef6d0fc2ab3971b Verification: 4ef6d0fc2ab3971b
Сот. тел.:8-914-891-07-39
Иркутская область, Усолье-Сибирское ул. Машиностроителей 11-10
mary.hakimova@yandex.ru 89148910739@yandex.ru

Выбор темы диссертации

 (Источник: Лапыгин Ю.Н. Диссертационное исследование магистранта, аспиранта, докторанта)

Выбор темы представляет собой исследовательскую часть самой диссертационной работы.
Тема диссертации должна учитывать все подсистемы рассмотренные выше и, с одной стороны, должна быть привлекательной (интригующей), а с другой – скромной, без лишних слов и грамматических курьезов.
По мере проведения исследования и приближения к намеченной цели исследования тема не раз уточняется и принимает окончательный вид перед защитой кандидатской или докторской диссертации.[1]
В отличие от монографии, название которых может состоять из одного ключевого слова, тема диссертации должна корреспондироваться с целью (как образом не существующего, но желаемого состояния, разрешающего исследуемую проблему). Поэтому часто можно встретить тему исследования почти в точности совпадающую по содержанию слов с целью самого исследования.
На рисунке 1. приведена схема процесса формирования темы диссертационного исследования, из которого следует, что наряду с факторами, влияющими на определение темы, необходимо учитывать еще и критерии, корректирующие содержание формулировки темы.
Так, допускается в названии диссертации указывать метод решения научной задачи, новые особенности предмета исследования, отражающие новизну и оригинальность полученных результатов.
Но в названии диссертации не должны присутствовать слова, содержание которых ничего не добавляет к существу диссертации или содержащие незавершенность действий (исследование, разработка, совершенствование, изучение и т. п.). В названии не должно быть сокращений (аббревиатур), хотя и стремиться следует к краткой формулировке темы.
В том случае, если название все же получается длинным, его следует разбить на две части: короткая основная часть темы и подчиненная, раскрывающая ее второстепенные элементы.
Следует иметь в виду и то, что в «широко» поставленных темах диссертант неизбежно погрязает в наработанном материале, а «узкие» темы не позволят получить выводы, содержащие существенные признаки новизны.
 
Рис. 1. Определение темы исследования
 
Нежелательны и длинные цепочки существительных в родительном падеже.
Следует заметить, что все вышеприведенные требования носят рекомендательный характер, поскольку исследование выполняется автором «единолично» и жесткие рамки по формулированию темы исследования официально не предусмотрены.
На выбор темы оказывает влияние тот потенциал, которым обладает диссертант: базовое образование, доступность всех видов ресурсов, наклонности и место работы.
Базовое образование в области экономики позволяет формулировать тему, ориентированную предпочтительно на категории экономического толка; но диссертанты неэкономическим базовым образованием находят актуальные задачи исследования, что называется на стыке наук.
Если тема исследования связана с основной работой диссертанта, то ее удается выполнить, сочетая приятное с полезным. В противном случае времени на исследование может не остаться.
Различные типы личности[2] имеют свои пристрастия: развитое левое полушарие (а стало быть – развитое логическое мышление) позволяет с большим успехом выполнить поисковые работы, основанные на результатах глубокого анализа и линейной логики (работы методологического толка), а развитое правое полушарие может позволить диссертанту оторваться от устоявшихся догм и найти принципиально новое направление в науке и практике. Работы прикладного характера больше подойдут лицам, конкретно воспринимающим реальную действительность, предпочитающим точность и определенность во всем.
Личность диссертанта должна давать и ответ на такие вопросы:
  1. Какой информационный и эмпирический материал может быть реально получен для исследования?
  2. Какие личные связи (коммуникационные каналы) могут быть задействованы в процессе работы над темой?
  3. Какими финансовыми и временными ресурсами обладает диссертант?
  4. и т. д.
Выбранная тема исследования позволяет сформулировать и конкретизировать круг решаемых задач.

 

[1] Тема магистерской диссертации утверждается приказом ректора учебного заведения загодя.

 [2] Подробнее см. Крегер О. Типы людей: 16 типов личности, определяющих как мы живем, работаем и любим / Пер с англ Ю.Ю. Ступак. – М.: АСТ Астрель, 2005. – 348 с.