Verification: 4ef6d0fc2ab3971b Verification: 4ef6d0fc2ab3971b
Сот. тел.:8-914-891-07-39
Иркутская область, Усолье-Сибирское ул. Машиностроителей 11-10
mary.hakimova@yandex.ru 89148910739@yandex.ru

Может ли наличие плагиата в выпускной квалификационной работе служить основанием для неудовлетворительного результата государственной итоговой аттестации?

 Источник: Федеральный центр образовательного законодательства

Из поступившего вопроса следует, что автора интересует характер правовых последствий использования в выпускной квалификационной работе материалов без ссылки на автора и (или) источник заимствования для завершения обучающимся образовательных отношений в рамках итоговой государственной аттестации.

В силу ч. 1 ст. 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы. Согласно ч. 2 ст. 59 Закона об образовании итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся.

Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией. Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта (ч. 4 ст. 59 Закона об образовании).

Формы государственной итоговой аттестации, порядок проведения такой аттестации по соответствующим образовательным программам различного уровня и в любых формах (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации) определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (ч. 5 ст. 59 Закона об образовании).

Согласно п. 7 Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования России от 25.03.2003 № 1155 (далее – Положение) условия и сроки выполнения выпускных квалификационных работ устанавливаются ученым советом высшего учебного заведения на основании Положения, соответствующих государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в части, касающейся требований к итоговой государственной аттестации выпускников, и рекомендаций учебно-методических объединений высших учебных заведений.

Учитывая вышесказанное, наличие некорректных заимствований в выпускной квалификационной работе служит обстоятельством, препятствующим реализации принципа объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся. В этой связи в обязательном порядке обеспечивается комиссионное рассмотрение факта подобных заимствований в рамках процедуры государственного аттестационного испытания во взаимосвязи с критериями оценки работы, что само по себе не исключает неудовлетворительной оценки выпускной квалификационной работы в зависимости от характера таких заимствований.

Так, в Кассационном определении Санкт-Петербургского городского суда от 9 марта 2011 года № 3112 суд признал правомерным отчисление истицы за плагиат, допущенный при подготовке выпускной квалификационной работы, поскольку со всеми локальными актами вуза истица была ознакомлена под роспись при заключении договора об оказании платных образовательных услуг, а сам договор, как и устав вуза, содержали положения, допускающие одностороннее расторжение договора по инициативе вуза и отчисление студента в случае нарушения студентом дисциплины, в том числе, использования в письменных учебных работах материалов учебных пособий, сайтов «Интернет» и иных информационных ресурсов без ссылок на источники цитирования.]

Справочно: Верховный Суд РФ в обзоре судебной практики за четвёртый квартал 2010 года (вопрос 1), указал на то, что при обжаловании решений, связанных с научной аттестацией суд проверяет не обоснованность таких решений, а только процедуру их принятия. Данный подход в полной мере применим и к аттестации в рамках образовательных отношений, в том числе, к государственной итоговой аттестации.

Ответ дан по состоянию законодательства на 16.02.2015